АЛЕКСЕЯ
КОНДРАТЬЕВИЧА САВРАСОВА (1830-1897)
И СОШЛА НА ЗЕМЛЮ БЛАГОДАТЬ…
А.К. Саврасов (1830-1897) начал свое творчество в 50-егоды, но в полной мере его дарование
раскрылось в произведениях конца 60-х -
начала 70-х годов. Работал он, по
словам Левитана, его ученика, «стараясь отыскать и в самом простом и
обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые
так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на
душу. С Саврасова появилась лирика в пейзаже и безграничная любовь к своей
родной земле».
Такова картина «Грачи прилетели»(1871), вся
пронизанная волнующим ощущением скорой весны. Художника привлекало то переходное состояние в жизни
природы, когда зима еще не ушла, но во всем -
в весенней капели, бодром крике грачей, ясной голубизне по-весеннему
чистого неба - чувствуется приближение
весны.
Так впервые в
русском искусстве Саврасов раскрыл внутреннюю жизнь природы, ее дыхание, ее
трепетное ожидание тепла. Эта картина очень русская. В ней отражена неяркая, но
полная сдержанного ликования весна. И,
кажется, что глубокий смысл приобретает и скромная шатровая колокольня –
каменное чудо исконно русского зодчества,
и тонкие белые березки, и бескрайние просторы
разлившихся рек - все это лицо Русской земли.
По простоте мотива к картине «Грачи прилетели»
близок «Проселок» (1873). В обоих случаях изображен глухой уголок России. В
«Проселке» - размытая дождем дорога и несколько взлохмаченных ветел на обочине.
Над мокрой коричнево-зеленой землей раскинулось огромное небо, все в движении,
в причудливой игре облаков, еще не свободное от дождевых туч, но уже
прояснившееся после дождя. В огромных лужах на дороге, в размытых колеях
отражаются серебристые облака. Картина
кажется наполненной влажным воздухом,
который скрадывает резкость контуров деревьев.
«Проселок» и «Грачи прилетели» - лучшие работы Саврасова.
Источник: Очерки истории русской культуры второй половины XIX века:
пособие для учителя /под ред. Н.М. Волынского. – М., 1976.

Комментариев нет:
Отправить комментарий