вторник, 19 ноября 2019 г.

ЗИНАИДА ГИППИУС



20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения

   ГИППИУС ЗИНАИДЫ НИКОЛАЕВНЫ
                            (1869-1945)

Блистательная Зинаида
Насмешливым своим умом,
Которым  взрощена обида,
Всех бьет в полете,
как крылом…»

Игорь Северянин
               

                                                                                                              
                                             

         Зинаида Гиппиус – поэт, прозаик, литературный критик, печатавшаяся под литературным псевдонимом  Антон Крайний, представительница символизма, позже – одна из самых одиозных фигур русской эмиграции.
   Происходила Гиппиус из старинного немецкого рода, осевшего в России с 16 века. Болезнь легких помешала  ей получить серьезное образование, так как ей приходилось жить в Крыму и на Кавказе. Её первые стихи  - подражание модному в то время С.Я. Надсону. В 1889 году вышла замуж за Д.С. Мережковского, будущего известного деятеля символизма, поэта, прозаика, критика, который увез жену в Петербург и ввел в литературные круги. Дом Мережковских стал одним из литературных центров Петербурга. В 1904 и в 1910  году были   изданы «Собрания стихов»  Гиппиус. Она писала и прозу.  Были напечатаны сборники  рассказов «Новые люди», «Зеркала» «Алый меч» и другие. 
Октябрьскую революцию Гиппиус и Мережковский  приняли крайне враждебно.   В  1919 году эмигрировали в Париж.  Изгнанниками оказалось много русских писателей, поэтов, философов.   И вновь квартира Мережковских стала литературным центром. Здесь Гиппиус выпустила сборник «Стихи: Дневник», «Петербургские дневники», книгу мемуаров «Живые лица», вместе с мужем участвовала в создании литературного общества «Зеленая лампа». Особую ценность представляет «Петербургский дневник 1914-1919», отразивший отношение Гиппиус к Первой мировой войне, Февральской революции и Октябрьскому перевороту.  В последнем поэтическом сборнике  Гиппиус, изданном  в 1938 году,  преобладает тема одиночества. В.Ф. Ходасевич в рецензии на сборник отметил свойственное лирике Гиппиус «своеобразное внутреннее борение поэтической души с непоэтическим умом».
Поэзия Гиппиус связана с религиозно-философскими исканиями. Поэтесса обладала обостренным чувством мистицизма. Ранняя. Гиппиус удивляла и восхищала своих поклонников парадоксами вроде: «Мне нужно то, чего нет на свете», «Люблю я себя, как Бога», « Я – раб моих таинственных Необычных снов». Она уходила в мир грез, устремлялась к чему-то вечному, пренебрегая сиюминутным -  и ее воспринимали как типичную поэтессу «декаданса», т.е. упадка.
 Духовно Гиппиус была удивительно близка своему супругу, их совместная жизнь стала редким случаем долгого и счастливого литературного сотрудничества: оба увлекались идеями «нового христианства», очищенного от условностей обрядов и закоснелых догм. Новое христианство нуждалось в «новой церкви», которую они пытались создать своими многочисленными салонами,  как в России, так и в эмиграции. Поэзия Гиппиус, по существу,  была манифестом «новой церкви».  За ее непримиримость в вопросах религии и политики. Александр Блок посвятил ей знаменитое стихотворение.  


Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
Все слова — как ненависти жала,
Все слова — как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвие целую, глядя в даль…
Но в дали я вижу — море, море,
Исполинский очерк новых стран,
Голос ваш не слышу в грозном хоре,
Где гудит и воет ураган!
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне — бросаться в многопенный вал,
Вам — зеленоглазою наядой
Петь, плескаться у ирландских скал.
Высоко — над нами — над волнами,—
Как заря над черными скалами —
Веет знамя — Интернацьонал!
Похоронена Гиппиус на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев -де- Буа.
Источник: Литература в школе от А до Я: энциклопедический словарь-справочник, М.,2006.



Комментариев нет:

Отправить комментарий