20 ноября исполняется
150 лет со дня рождения
   ГИППИУС ЗИНАИДЫ НИКОЛАЕВНЫ 
                            (1869-1945)
Блистательная Зинаида
Насмешливым своим умом,
Которым  взрощена обида,
Всех бьет в полете,
как крылом…»
Игорь Северянин
         Зинаида
Гиппиус – поэт, прозаик, литературный критик, печатавшаяся под литературным
псевдонимом  Антон Крайний,
представительница символизма, позже – одна из самых одиозных фигур русской
эмиграции.
   Происходила Гиппиус
из старинного немецкого рода, осевшего в России с 16 века. Болезнь легких
помешала  ей получить серьезное образование,
так как ей приходилось жить в Крыму и на Кавказе. Её первые стихи  - подражание модному в то время С.Я. Надсону.
В 1889 году вышла замуж за Д.С. Мережковского, будущего известного деятеля
символизма, поэта, прозаика, критика, который увез жену в Петербург и ввел в
литературные круги. Дом Мережковских стал одним из литературных центров
Петербурга. В 1904 и в 1910  году
были   изданы «Собрания стихов»  Гиппиус. Она писала и прозу.  Были напечатаны сборники  рассказов «Новые люди», «Зеркала» «Алый меч» и
другие.  
Октябрьскую революцию Гиппиус и Мережковский  приняли крайне враждебно.   В  1919 году эмигрировали в Париж.  Изгнанниками оказалось много русских
писателей, поэтов, философов.   И вновь
квартира Мережковских стала литературным центром. Здесь Гиппиус выпустила
сборник «Стихи: Дневник», «Петербургские дневники», книгу мемуаров «Живые
лица», вместе с мужем участвовала в создании литературного общества «Зеленая
лампа». Особую ценность представляет «Петербургский дневник 1914-1919»,
отразивший отношение Гиппиус к Первой мировой войне, Февральской революции и
Октябрьскому перевороту.  В последнем поэтическом
сборнике  Гиппиус, изданном  в 1938 году,  преобладает тема одиночества. В.Ф. Ходасевич в
рецензии на сборник отметил свойственное лирике Гиппиус «своеобразное
внутреннее борение поэтической души с непоэтическим умом».
Поэзия Гиппиус связана с религиозно-философскими исканиями.
Поэтесса обладала обостренным чувством мистицизма. Ранняя. Гиппиус удивляла и
восхищала своих поклонников парадоксами вроде: «Мне нужно то, чего нет на
свете», «Люблю я себя, как Бога», « Я – раб моих таинственных Необычных снов».
Она уходила в мир грез, устремлялась к чему-то вечному, пренебрегая сиюминутным
-  и ее воспринимали как типичную
поэтессу «декаданса», т.е. упадка.
 Духовно Гиппиус была
удивительно близка своему супругу, их совместная жизнь стала редким случаем
долгого и счастливого литературного сотрудничества: оба увлекались идеями
«нового христианства», очищенного от условностей обрядов и закоснелых догм.
Новое христианство нуждалось в «новой церкви», которую они пытались создать
своими многочисленными салонами,  как в
России, так и в эмиграции. Поэзия Гиппиус, по существу,  была манифестом «новой церкви».  За ее непримиримость в вопросах религии и
политики. Александр Блок посвятил ей знаменитое стихотворение.  
Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
Все слова — как ненависти жала,Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
Все слова — как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвие целую, глядя в даль…
Но в дали я вижу — море, море,
Исполинский очерк новых стран,
Голос ваш не слышу в грозном хоре,
Где гудит и воет ураган!
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне — бросаться в многопенный вал,
Вам — зеленоглазою наядой
Петь, плескаться у ирландских скал.
Высоко — над нами — над волнами,—
Как заря над черными скалами —
Веет знамя — Интернацьонал!
Похоронена Гиппиус на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев -де- Буа.
Источник: Литература в школе от А до Я: энциклопедический словарь-справочник, М.,2006.


 
Комментариев нет:
Отправить комментарий