пятница, 15 марта 2019 г.

Юбиляры-2019



18 марта - 175 лет со дня рождения русского композитора  
НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА  РИМСКОГО-КОРСАКОВА (1844-1908)

    24 октября 1862 года из Кронштадта вышел в кругосветное плавание клипер «Алмаз». Морякам предстояло провести в море три года. Впереди грозные бури и полный штиль, шумные порты и экзотические острова. По вечерам, собираясь в кают-компании, молодые офицеры делились дневными впечатлениями, слушали рассказы бывалых моряков  и слегка посмеивались над одним из своих товарищей, который почти никогда не принимал участия в их собраниях. Едва освободившись от дел, он запирался в каюте и занимался   сочинением музыки. Что и говорить, чудак этот Римский-Корсаков!
  А юному выпускнику  Московского кадетского корпуса, потомственному моряку, действительно казалось, что в музыке он нашел свое призвание. Вернувшись к родным берегам, Римский-

Корсаков познакомился с М.А. Балакиревым и показал ему плод своего труда – написанную на корабле симфонию. Вскоре произведение, доработанное под чутким руководством Милия Алексеевича, было с успехом исполнено на концерте Бесплатной музыкальной школы.
Римский-Корсаков решил полностью посвятить себя музыке. Одним из первых его профессиональных сочинений стала симфоническая картина «Садко», определившая по сути, дальнейшее направление творчества Николая Андреевича, вскоре обретшего славу композитора-сказочника.
 Плачет, жалуется в застенках Кащея Краса Ненаглядная, бесстрашно стремиться ей на помощь витязь Королевич, а жестокая дочь Кащея хочет погубить юношу. Но дикую злобу в сердце царевны сменяет любовь. Горькие слезы проливает она от неразделенности своего чувства, и вместе со слезами дочери капля за каплей уходит жизнь из свирепого Кащея. Думал он, что никогда не заплачет его не знающая жалости дочь, вот и заключил о в ее слезы свою смерть. Но любовь оказалась сильнее колдовских чар, и гибнет мрачное царство, открывается путь к счастью и радости. Это сюжет прекрасной оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», написанный по мотивам русских народных сказок.
Другая его опера, «Снегурочка»,  - также прекрасный памятник русскому фольклору. Это чудесная, немного грустная весенняя сказка о всепобеждающей силе любви, о тепле и солнце, всегда приходящему на смену зимней стуже,   как в природе, так и в сердцах людей.
Свои сказочные сюжеты Римский-Корсаков находил и в произведениях русских писателей и поэтов. Так появились оперы «Ночь перед рождеством», «Майская ночь» (по повестям Гоголя), «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» ( по сказкам А.С. Пушкина).
Даже в своих исторических операх композитор обращался к временам былинной, легендарной Руси.
     Практически самоучка, Римский-Корсаков много и напряженно работал и вскоре достиг большого мастерства, которым щедро делился со своими учениками.
Наследие Римского-Корсакова значительно, он написал 15 опер, около 80 романсов, симфонические сюиты «Шехерезада» и «Анчар» и множество других произведений, принесших автору не только всероссийскую, но и всемирную славу.
 Источник:  Музыка и музыканты//ДЭ, 2007.- №5.



Комментариев нет:

Отправить комментарий