Участники проекта «Могу чувствовать», читатели 12-14 лет приняли участие в
обсуждении аудиоспектакля по рассказу
В. Солоухина «Каравай заварного хлеба».
Рассказ Владимира Солоухина «Каравай заварного хлеба»
погружает читателя в атмосферу военного времени, где эмоции героев обнажены до
предела. Центральными эмоциями здесь становятся восторг, связанный с надеждой и
самоотверженностью, и ярость, порожденная человеческой черствостью.
Обсуждая рассказ, читатели отметили, что эмоции восторга и
ярости в рассказе служат не только для раскрытия характеров, но и для передачи
ключевой мысли: в экстремальных условиях одни люди теряют человечность, а
другие находят в себе силы сохранять ее. Главный герой, семнадцатилетний
студент, решается на опасный путь в родную деревню, чтобы принести друзьям
каравай хлеба. Его восторг связан не только с желанием преодолеть голод, но и с
верой в возможность совершить значимый поступок. На его пути встречаются разные люди: одни -
помогают, а другие - нет. Герой
испытывает восторг от доброты женщины, приютившей его ночью. Ее история о сыне, погибшем на войне, и
щедрость в голодное время контрастируют с окружающей жестокостью, подчеркивая,
что даже в мрачные периоды есть место состраданию. Получив от матери заветный
каравай заварного хлеба, герою не удалось привести его своим голодающим друзьям
из-за алчности водителя, его бессердечности и жестокости.
Восторг
героя — это светлый порыв, свойственный юности и вере в добро. Ярость же —
естественная реакция на разрушение этой веры. Однако финал рассказа не
безнадежен: разрушив тумбочку Мишки, герой восстанавливает справедливость,
пусть и ценой агрессии. Это показывает, что даже в условиях войны и голода
нравственный выбор остается за человеком.
Сергей Григорьевич Островой
* * *
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий