ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
(1850-1873)
22 февраля 170 лет со дня рождения
«Нет у нас пейзажиста-поэта в
настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это должен им быть, то это
только Васильев»
И. Крамской
И. Крамской

Современники,
да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы
совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя
смерть. Он умер в начале
своего творческого пути. Последние два
года Васильев, тяжело больной туберкулезом, провел в Ялте, вдали от родной
северной природы.
Недолгие, всего четыре-пять лет, годы
творчества были исполнены невиданного напряжения и дерзаний. За это время он
намного обогнал своих современников. В сущности, художник успел пройти тот путь, какой позднее много медленнее
прошла вся пейзажная живопись второй половины 19 века, от работ шестидесятников
до Левитана. Картина Васильева «Оттепель»(1871) была как бы обобщением исканий
пейзажистов 60-х годов, а одна из последних работ -
«Болото», оставшееся неоконченной, по силе обобщения, по глубине
содержания, по колористическому богатству приближается к произведениям И.И.
Левитана. Писал эту картину Васильев по памяти. Она сохранила ему скромные
северные земли, невзрачные болота. Но его воображение наделили их сказочной
красотой, щедрым фантастическим богатством красок, золотых багряных,
желто-зеленых. Такое осеннее великолепие болота стало еще ослепительнее по
контрасту с сине-серым предгрозовым небом. Но эти краски были красками осени. В
них оттенок увядания, и, может, быть в их тревожной красоте раскрылась
тоскующая, смятенная душа умирающего художника. В «Оттепели» Васильев показал убогую
крестьянскую Русь, полуразвалившуюся деревеньку, печальную и безмолвную, бедных
странников, уныло бредущих по растаявшей дороге. Во всем слышатся скорбные
ноты, столь характерные для искусства шестидесятников. Однако Васильев пошел дальше. Он стремился
передать состояние природы, медленную, пока еще робкую оттепель. Это
умение увидеть и раскрыть внутреннюю
жизнь природы сближает Васильева с Саврасовым. Оба они были художниками лирического
дарования. Но Васильев в отличие от Саврасова стремился отразить еще и красоту
природы, ее облагораживающее воздействие на человека. «Глубок, глубок смысл
природы, если его кто понять может», - делился художник своими мыслями с
Крамским. Все это в полной мере относится к картине «Мокрый луг». Он писал ее в
Крыму по воспоминаниям, частично используя этюды, сделанные им на севере. Здесь нет людей, нет их горя, нищеты, а есть
лишь одна природа. На полотне омытые дождем луга, еще полные пролившейся влаги,
скользящая по ним трепетная тень от уходящих туч, легкая рябь воды и сияющая
зелень травы. Спокойствием, чистотой, какой-то особенной просветленной радостью
веет от этой картины. В этой картине, а позднее в следующих картинах, художник сумел создать правдивый и обобщенный
образ природы, наполненный глубокого нравственного смысла.
Последняя оконченная картина Васильева «В
крымских горах», как и остальные очень проста по сюжету. По горной дороге волы
медленно тащат убогую повозку. Над ними высятся строгие сосны, а еще выше
суровые, скрытые в облаках горы. «Что-то туманное, почти мистическое, чарующее,
точно не картина, а во сне какая-то симфония доходит до слуха оттуда сверху, а
внизу на земле, где предметы должны быть реальны, -
какой-то страдающий и больной человек. Решительно никогда не мог представить
себе, чтобы пейзаж мог вызывать такие сильные ощущения», - писал Крамской.
Как
пейзажист Ф.А. Васильев явился предтечей русской живописной школы конца XIX – начала XX века, предвосхитив достижения отечественного
импрессионизма.
Источник: Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. Под ред. Н.М. Волынского. - М.: "Просвещение",1976.
Комментариев нет:
Отправить комментарий