(1799- 1852)
Везувий зев открыл – дым хлынул
клубом – пламя
Широко развилось, как боевое
знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый
страхом,
Под каменным дождем, под
воспаленным прахом,
Толпами стар и млад бежит из
града вон.
Такие строки написал А.С. Пушкин, находясь под
впечатлением от картины «Последний день Помпеи".
Карл Брюллов, сын скульптора
Павла Брюллова, создал эту картину в Италии, куда попал после окончания с золотой
медалью Воспитательного училища при Академии художеств. В 1827 году Брюллов
побывал на развалинах города Помпеи, разрушенного во время извержения Везувия в
I веке
до н.э. Зрелище настолько вдохновило художника, что он вспомнил о нем, когда
пришло время выполнить одно из условий обучения за границей – создание большого
исторического полотна.
Работа заняла три года – с
1830-го по 1833-й. Это огромная (456х651
см) картина произвела неизгладимое впечатление на публику. Брюллова называли
лучшим художником России, даже Николай I удостоил его аудиенции.
"Последний день Помпеи" – самая
известная, но далеко не единственная работа художника. Еще во время обучения
Брюллов приобрел репутацию прекрасного портретиста. Художник прекрасно выступал
в жанре парадного портрета-картины. Его «Всадница»(1832), запечатлевшая
Джованни Паччини, воспитанницу графини Ю.П. Самойловой, знаменита, пожалуй, не
меньше «Последнего дня Помпеи».
Вернувшись в Петербург, Брюллов
понял, что от него ждут новых масштабных полотен. Ион, стараясь не обмануть
ожиданий» приступил к историческому полотну об осаде Пскова польским королем
Стефаном Батоорием в 1781 году. В поисках вдохновения даже посетил Псков, но
картина так и не была закончена.

Неудачи с большими формами не
мешали Брюллову с вдохновением писать небольшие композиции и по-прежнему
оставаться недосягаемым в жанре портрета. Его изображения Н.В. Кукольника(1839),
В.А. Жуковского (1837-1838), И.А. Крылова (1839), еще один парадный портрет
Ю.П. Самойловой с приемной дочерью на костюмированном балу вошли в сокровищницу
русской портретной живописи.
Одной из вершин позднего
творчества Брюллова стал автопортрет (1848), на котором художник пророчески
запечатлел свое собственное медленное угасание. И без того слабое здоровье
Карла Павловича серьезно пошатнулось, после работы над росписями Исаакиевского
собора (1843-1847). Тяжелый физический труд на лесах, в удушливом запахе красок
и сырой штукатурки, настолько подорвал силы художника, что он не смог закончить
работу и передал ее П.В. Басину.
Весной 1849 года Брюллов
отправился на лечение на остров Мадейра, затем в Испанию и, наконец, оказался в
Риме. Здесь он написал еще несколько блестящих работ, в том числе портреты
Микеланджело Ланчи (1851) и членов семьи Титони (1851-1852). Носилы художника
были на исходе, и после очередного сердечного приступа он умер. Похоронен К.П.
Брюллов на римском кладбище Монте-Тестаччо.
Источник: Детская энциклопедия,
2006.- №11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий