2
марта — 195 лет со дня рождения русского писателя, педагога Константина
Дмитриевича Ушинского (1824–1871)
«Когда исчезает народный язык – народа нет
более», - считал КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ. Окончив юридический факультет
Московского университета, он всю свою жизнь
отдал педагогике.
Ушинский работал учителем и
считал, что все ученики должны обязательно
овладеть «даром слова» , хорошо
освоить родной язык. А для этого нужно читать хорошие книги, чувствовать и
понимать народную мудрость, выраженную в пословицах, загадках, сказках.
Лучшие книги, написанные разными писателями, а также
народное творчество Константин Дмитриевич собрал «под одной
обложкой».
Первая книга, составленная Ушинским, называлась «ДЕТСКИЙ МИР» и предназначалась для
ребят 10-11 лет. Она содержала разделы: «Первое знакомство с родиной», «Из
русской истории», «Из географии» и другие.
Входили в книгу также стихи,
басни, отрывки из произведений русских писателей.
Через три года Ушинский создал еще одну книгу – «РОДНОЕ СЛОВО. Она была
адресована младшим детям, поэтому состояла из
азбуки и двух книг для чтения. В «Родном слове» было особенно много
поговорок, пословиц, скороговорок, загадок.
Книгу сразу приняли во все
начальные школы, и более сорока лет многие поколения людей учились грамоте и
чтению по книгам К.Д. Ушинского.
Ушинскому
принадлежат такие слова: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших
государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
ЦИТАТЫ О МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ УШИНСКОГО Д,К,
- Страх телесного наказания не
сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое
отвратительное явление в человеке.
- Любовь — единственное
средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви,
тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.
- Посредством любви можно так
воспитывать дитя, чтобы оно привыкло, безусловно, повиноваться воспитателю без
наказаний и наград.
- Главнейшая дорога
человеческого воспитания есть убеждение.
- Детским чувством, точно так
же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
- Только личность может
действовать на развитие и определение личности, только характером можно
образовать характер.
- Если педагогика хочет
воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях.
- Никогда не обещайте ребенку,
чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
- Важнейшим
условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов,
для чего необходимы физические упражнения.
- Страх — это
самое угнетающее из человеческих чувствований.
- Состояние
бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние
бестолковой доброты и нежности.
Я
познаю мир: Литература. -М.: «Издательство АСТ», 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий